У разработчиков из Creative Assembly есть интересная традиция: выпустив очередную игру в любимой многими монументальной стратегической серии Total War, они, не предаваясь радостным гулянкам, стахановскими темпами подготавливают спец-дополнение, по качеству не уступающее оригиналу. К самой свежей на данный момент игре - Rome: Total War - в 2005 году вышел ад-дон Rome: Total War: Barbarian Invasion, повествующий об окончательном распаде ослабленной Римской империи и воцарении варваров на территории Европы. Поклонники досыта наигрались как в "Рим", так и в дополнение, и со спокойной совестью уселись ждать на лавочке непременного выхода Midieval 2: Total War (кстати, его пришествие обещается сей осенью), твердо зная, что обычай выпускать ровно один ад-дон к новой части сериала пока был нерушим.
Но маркетологи Creative Assembly решили немножко иначе. Нагло и бессовестно поправ все и всяческие ритуалы, они заставили несчастных разработчиков вкалывать над еще одним дополнением - Rome: Total War - Alexander. Но, вероятно, эти ученые мужи еще осознают всю низость своего духовного грехопадения, посему новинка пока не распространяется посредством торговых сетей (если приметите на полках магазинов - практически точно, контрафактная продукция). Alexander можно выкачать из сети, заплатив около 15 бумажек со странным зеленоватым отливом.
В седле Буцефала.
Александр Великий, известный образованной или посещающей кинотеатры части мировой аудитории компьютерных игр как Македонский, был величайшим завоевателем своего времени. За краткий период своего правления этот грек сумел, продолжив дело венценосного отца Филиппа, вторгнуться с далеко не самым большим войском в Малую Азию, выдворить персов из нее, захватить земли, буквально, от восхода до заката (империя Александра простиралась от южных морей, омывающих берега греческих полисов, до индийских поселений). Александр Македонский одержал несколько блестящих побед, в битвах его армии громили многократно превосходящие силы персов, индусов и многих других народностей. Историки сейчас заявляют, что сравнивать превосходно обученных и прекрасно подготовленных фалангитов Македонии с восточными бойцами невозможно, но я полагаю, что без гениального полководца, коим был Александр, даже столь боеспособное войско обращается в толпу, ибо, как говорил историк: "Стадо баранов, возглавляемое львом, сильнее, чем стадо львов, возглавляемое бараном".
Девелоперы предлагают нам в новой игре взять в свои руки бразды правления македонскими отрядами и повторить подвиги завоевателя мира, удобно устроившись перед компьютером у себя дома. Да уж, что и говорить, все до единой дробинки, подчиняясь хитрому замыслу акул рынка, попали прямо в цель. За такую возможность истый поклонник Total War прогуляет собственную свадьбу!
Летописец.
В целом, изменения довольно-таки значительны. В нашем полном распоряжении измененная, уменьшенная, но продленная в восточном направлении глобальная карта, Александр Македонский собственной персоной и модифицированная Македония, что может похвастаться безумно мощными фалангами и тяжелой кавалерией. Грамотное взаимодействие этих двух типов войск - ключ к победе. В то время, пока фаланга медленно сближается с противником, кавалерия защищает уязвимые фланги, отлавливает опасные отряды, вроде колесниц, стрелков и вражеских всадников, преследует убегающих супостатов и, в большинстве случаев, решает исход сражения. Самая популярная тактика - сковать противника звеньями фаланги, затем завести тяжелую кавалерию ему в тыл и буквально размазать солдат о железный строй своих копейщиков.
Против Македонии воюют персы, индусы, иллирийцы и некоторые повстанческие греческие города. По-настоящему сложно сражаться лишь с первыми двумя. У персов страшнейшие толпы, превосходящие наши в разы и разы (между прочим, полностью соотвествует реальности), но качественный перевес на нашей стороне. Если грамотно воспользоваться этим, можно обращать в бегство армии, которые при благоприятном для них раскладе закидали бы македонцев одними шапками. Кроме того, брать предостоит все больше крупнейшие персидские города, защищенные мощными стенами. Основные труженики меча Македонии - фаланга и кавалерия, мягко говоря, не очень-то приспособлены для штурма городов, поэтому придется побеспокоиться и о легкой пехоте, чтобы рыть подкопы, строить и перемещать осадные башни, носить тараны.
Индусы выставляют на поле боя сблансированную и быструю, но довольно слабую легкую пехоту, ее очень много, поэтому главное - не разбивать строй, иначе окружат и перебьют по одиночке. Но фронтальный удар греческих копейщиков легковооруженные пехотинцы не выдержат, посему пользуйтесь этим как можно чаще. Индийская конница не представляет из себя ничего особенного, побеждается традиционными ударами копейной пехоты, а потому и заострять внимание на ней мы не будем. И, наконец, слоны. Это ваши страх, ужас и боль в одной, так сказать, слоновьей морде. Сказать, что они вытворяют с вашими подопечными все, что хотят - ничего не сказать. Серые ушастики топчут солдат, подбрасывают их бивнями, разбивают слитный, слаженный строй в пять секунд и пугают бойцов. Много-много копейщиков и застрельщики - вот единственная патентованная панацея. Отправлять кавалеристов рубить слоников - прослыть бессердечным командиром. Лошади боятся чудовищ и могут резко затормозить в паре метров от них.
Про греков и иллирийцев сказать нечего, их войска во многом походят на македонские, только не забудьте, что эти почти внутренние враги не преминут атаковать столичные поселения именно в тот момент, когда основная армия отправится покорять Азию.
Rome Ltd.
На все про все отведено ровно 100 ходов. Причем, это не составляет, как ранее, 50 лет. В игре рассмотрен период правления Александра Македонского - с 336 по 323 года до н.э., в этот промежуток сотня ходов и укладывается. Не успели? Все, игра заканчивается поражением. Справились? Празднуйте победу. Вообще, сложность еще увеличилась даже в сравнении с Barbarian Invasion, который, как известно, стал неодолимо сложным даже для некоторых ветеранов оригинального Rome: Total War. Противник воюет весьма разумно, использует слабые места, умело маневрирует, заманивает, организовывает засаду, выбирает время для атаки на слабо защищенные части войска или города.
А еще в дополнении совсем исчезли дипломаты. Шпионы и убийцы, притом, остались. Таким образом разработчики, наверное, демонстрируют, сколь непримирима была вражда воюющих народностей. В любом случае, очень тяжело играть, не имея возможности подкупить мешающий отряд противника или повстанцев.
Краткие итоги.
Сюжет: Главная кампания повествует о завоевании половины мира. Масштабы, конечно, чуть более скромнее, нежели в Rome: Total War, но оттого не менее впечатляющие.
Графика и звук: Они абсолютно идентичны оригинальным играм, если не считать новым графическим содержанием модельки добавленных в игру отрядов.