http://uploads.ru/t/K/C/o/KCo5r.jpg
Пролог.
                                               
Как ни печально, вся история человечества есть история непрерывных войн, и Япония в этом смысле не лучше и не хуже остальных стран. Хотя, в отличие от "большого мира", бушевавшие на территории архипелага житейские шторма носили локальный, словно бы домашний характер (в сравнении, например, с масштабными действиями персов, римлян, гуннов и прочих многолюдных народностей, населявших бескрайние просторы континента), их жестокость и, скажем так, коэффициент кровавости нисколько не уступали "лучшим" образцам. При всем при том известный нам исторический период весьма короток - около пятнадцати веков. Этого маловато, если вспомнить тысячелетние глубины Эллады, Египта, Китая, не говоря уж о более древних цивилицациях. Чтобы наглядней вообразить себе эти соотношения, вспомним: лишь через семьсот лет после того, как родился, жил и был распят Христос, появляется один из первых письменных памятников Японии - "Кодзики" ("Записки о делах древности"), датируемый 712 годом. Что происходило на благословенных островах до того, мы можем лишь предполагать, отталкиваясь от скудных археологических данных. Всё существовавшее до нашей эры и по IV век включительно относят к "ранней культуре", безвозвратно канувшей в омут времен. Период в шесть сотен лет (с 334 г. до н. э. по 300 г. н. э.) именуется "культурой Яо", и только. Бронзовый век в Японии был коротким, а изделия из бронзы находили применение лишь как признак благосостояния владельца. Между тем в качестве оружия уже вовсю применялись заморские железные мечи, импортируемые из Поднебесной. Припомнив, что с данным отрезком истории соотносится знаменитое китайское Троецарствие, нетрудно вообразить ассортимент и качество товара.
Мы не можем назвать точную дату появления привычного сегодня оружия, именуемого "катаной" или "самурайским" мечом, конкретно - слегка изогнутого клинка с длинной (на три захвата ладони) рукояткой и общей протяженностью в пределах одного метра. Пытаться определить год или даже век немыслимо, поскольку замечательный нихон-то (Nihon To) возник как результат довольно растянутого процесса взаимного проникновения и влияния трех различных традиций: китайской, корейской и "варварской", или "северной". Каждый из трех корней внес свои соки в дело формирования чисто японского меча. С точки зрения геометрии, он наиболее близок к корейским прототипам, тогда как весь объем металлургии пришел, пожалуй, из Китая, где к тому времени имелась древняя и великолепно отработанная методика получения железа и превращения его в сталь с последующей ковкой и закалкой длинных клинков. Удивительнее всего в этом вопросе то, что японцы быстро сумели наработать собственную уникальную технологию получения невероятно плотного и прочного слоистого Дамаска, тогда как в Поднебесной мы не находим ничего подобного. Китайские мечи хороши, их уникальные экземпляры превосходили все мыслимые пределы, по это были именно уникальные, штучные изделия гениев угля и наковальни, тогда как в Японии мы имеем дело со стабильной, полноводной и очень производительной традицией со всеми причитающимися атрибутами - школами, стилями, наследственной передачей знаний, и т.д.
Немного отыщется на Земле предметов, прошедших столь же долгий исторический путь, как японский меч, причем с минимальными потерями и практически без искажения традиции. Это настоящая "капсула времени", простая и доступная каждому заинтересованному энтузиасту, потому что волшебный клинок сегодня жив, как три, пять и семь столетий назад, находя все новых почитателей даже в наш технократический век.

Говоря о японском холодном оружии, следует с самого начала определиться в терминологии, поскольку традиционный подход к данному вопросу отличается от принятого в остальном мире. Тогда как повсюду при слове "меч" возникает ясная и однозначная ассоциация с соответствующим предметом, в Стране восходящего солнца это короткое определение трактуется гораздо шире. От века в понятие "нихон-то" (Nihon To), что дословно переводится как "японский меч", включают решительно все разновидности оружия, имеющего стальной клинок (кроме топоров и серпов) - собственно мечи, ножи разных типов, копья и рогатины, неверно именуемые алебардами. Слово "то" означает не всякий меч, но лишь изогнутый и с односторонней заточкой. На самом деле в Японии, как и повсюду, под словом "меч" реально понимают именно это, а для обозначения прочих его родственников существуют собственные названия - яри, наги-ната, вакизаси, танто,катана, айкути и так далее. Сваливая всё в одну кучу, подчеркивают лишь идентичность технологии клинков, вне зависимости от их размера, формы и предназначения. Собственно, даже геометрические очертания различных типов вооружения весьма сходны, будто вышли из рук одного мастера. Плохо это или хорошо, но подобная унификация проявила отменную живучесть в бурных волнах истории. Каждый тип клинка огранен временем и войнами, словно кристалл, и по праву может быть назван классическим, единственно верным и совершенным.

О японских мечах можно рассказывать бесконечно. Об их внешности, несравненных боевых качествах, тончайших нюансах отделки, мастерах и школах, кузнецах и фехтовальщиках, о сюжетах и способах художественной обработки металла - за каждой темой стоит многовековой опыт и, что самое важное, не прерывавшаяся ни на день традиция.
Холодное оружие Японии - настоящее окно в прошлое, волшебное зеркало, через которое мы без искажений разглядываем многие аспекты жизни самураев ушедших времен. В стародавние годы, увы, война и только война составляла стержень и едва ли не единственный смысл общественной жизни, а потому трудно отыскать лучшего проводника в этот кровавый и благородный, изысканный и жестокий мир, чем тот предмет, на острие которого всё и держалось. История Японии - история самурайского сословия, а душа всякого самурая - в его оружии. Безусловно, копье и нагината в определенных ситуациях мощнее катаны и тати, а лук со стрелами утонченнее, но лишь острый клинок катаны сопровождал буси везде и всюду в опасностях жизни, и, стоя у последнего порога, самураи не прокалывали себя копьями и не просили друзей застрелить их каленой стрелой, а призывали на помощь опять-таки меч.

Ни в одной другой стране мира меч не обретался в повседневном быту настолько плотно и естественно. Воины были воинами, горожане - горожанами, и даже в самые отчаянные времена лютейшие из рыцарей не носились со своими Эскалибурами день и ночь, держа руку на ножнах. Ни в Европе, ни в Азии, ни в просторах российского пограничья никогда не было отчетливых школ или чего-то такого, что хотя бы приблизительно можно назвать школами. Опытные вояки учили молодых, юные таланты постигали науку в битвах, рождались, жили и умирали герои и гении клинка, но каша кипела, не кристаллизуясь в образовательные структуры, и отчего-то не нашлось ни единого ветерана, который сел и внятно записал свои и чужие находки, технику защиты и ударов, финтов и поворотов, при помощи которых ему удалось дожить до седых волос. Кто скажет, так или не так махали саблями опричники Скуратова, крушили славян тевтонцы, а те их, рубили турок донцы, погибая, в свою очередь, под ятаганами янычар? Но вот современный мастер кэн-дзюцу перемещается, блокирует удары и рассекает предметы в точности так, как это делали Тайра и Минамото, и даже еще ранее, во времена освоения диких северных территорий, заселенных айнами.

Разве знало искусство рапиры или тяжелой испанской шпаги четко выраженные стили фехтования с явным рисунком той или иной школы? Вряд ли, а если и так, то где всё это, и кто покажет, куда и как вонзал тонкий клинок принц Датский? Да и кто сегодня в состоянии изготовить точно такую рапиру, не похожую на оригинал, и не очень-очень похожую, а именно такую, от химического состава стали до последнего завитка гравировки, причем - с помощью настоящих старинных инструментов? Применительно же к самурайскому мечу вся эта экзотика является попросту нормальным течением жизни, не имитированной, а по-настоящему той самой, что и пятьсот, и восемьсот лет назад. Бодрые деды, объявленные "национальным достоянием", неторопливо куют и полируют, гравируют и льют, оплетают, затачивают и покрывают тем же лаком то же дерево, а из-за стен додзё несутся упоительные звуки, привычные уху средневекового самурая. Если схватить за бока почтенного Мунэнори и, не дав ему опомниться, усадить в тренировочном зале в самом центре Токио, он не скоро поймет, что демонической силой был перенесен через пропасть времен.

Поэтому счастливец, выбравший в качестве хобби изучение традиционного японского меча в любом его проявлении, не рискует ушибить ноги о дно, потому что дна нет, и целой жизни мало для понимания одной-единственной детали, свойства или возможностей обыкновенного "нихон-то".

                                          Мечи Катана и Вакидзаси.

Сегодня почти каждый может ответить на вопрос, как называется самурайский меч — катана. В целом это верный ответ, но не совсем. Классификация самурайских мечей и терминология их наименований на самом деле не такое уж и простое дело. Проще всего различать японские мечи по длине. Широко известен тот факт, что японский воин всегда носил при себе два меча: длинный и короткий. Эта пара именовалась «даисё» и состояла из «дайто» — большого меча, и «сёто» — малого меча. Вот именно дайто и стоит именовать катаной, сёто же в последствии получит название вакидзаси, который служит оружием ближнего боя или на крайний случай приспособлением для ритуального самоубийства, если под рукой не оказалось оружия, специально для этого предназначенного. Вакидзаси имели право носить торговцы и ремесленники, а вот дайто — только самураи и аристократы.
http://uploads.ru/t/f/D/I/fDIMK.jpg
дайсё (традиционная пара японских мечей, включающая катану и вакидзаси). Клинок работы мастера Иё но Дзё Футзивара Мунэцугу (третье поколение) из провинции Хидзэн.
Вторая половина 17 века.

Катана — двуручный изогнутый японский меч длиной 95–105 см (сам клинок в среднем был 70–75 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку (1 сяку = 30,3 см).
Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.
Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.
Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трех сантиметров, толщина спинки — от 5 мм. Рукоять обтягивают кожей ската, акулы или другим материалом и оплетают шелковым шнуром. Существует более десяти способов оплетки.Вес катаны зависит от ее длины, толщины лезвия и других параметров. В любом случае, катана из стали весит больше 1 кг. Встречаются катаны весом в 1,9 кг. Катана, имеющая хорошую закалку, может рубить более мягкий метал без повреждений для себя.
http://uploads.ru/t/e/h/u/ehux6.jpg
http://uploads.ru/t/Z/s/i/Zsi1m.jpg
                                                Подставка — Катанакакэ

                                                  Терминология.
                 
В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:
Тати — длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.Катана — длинный меч (длина клинка 61—73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.
Вакидзаси — короткий меч (длина клинка 30,3—60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
Танто (косигатана) — кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). В древности кинжалы называли не «танто», а «катана». Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.
Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином кэн для обозначения прямого меча.Нагината — промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека.Кото — букв. «старый меч». Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.Синто — букв. «новый меч». Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением, мечи синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им. Гэндайто — букв. «современный меч». Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато (букв. «меч периода Сёва»), в том числе, син-гунто (яп.син гунто:?, букв. «новый армейский меч»), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (япсин сакуто:?, «недавно сделанный меч») или син-гэндайто (букв. «новый современный меч
http://uploads.ru/t/Y/w/J/YwJxp.jpg
                                                            танто
http://uploads.ru/t/a/4/L/a4LbW.jpg
меч тати. Клинок работы мастера Ясумицу школа Осафунэ из провинции Бидзэн.
Мастер Ясумицу известен как один из трёх наиболее известных кузнецов того времени («Оэй-сан-мицу, эпоха Оэй»).
Япония, до 1429 г.

История Катаны.

Итак, катана или дайто берет свое начало тем что первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы», III—VI вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.
На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. Легенда связывает появление одного из первых таких мечей с именем кузнеца Амакуни (англ.) из провинции Ямато. Амакуни будто бы выковал известный меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, и, хотя точная датировка отсутствует, этот меч считается самым древним изогнутым японским мечом.
В начале VIII века в результате укрепления власти императора в Японии начался период Нара (710—794 гг.). Производство оружия было поставлено под контроль централизованного государства, кузнецам предписано было ставить подписи на свою продукцию. Закупленные мечи хранились на императорских складах и выдавались воинам на время войны или их службы. Отмечается развитие технологии локальной закалки режущего лезвия при помощи нанесения термостойкой пасты на клинок. Тем не менее знать периода Нара предпочитала длинные прямые и изогнутые мечи китайского и корейского происхождения, возможно благодаря их роскошной ювелирной отделке. В Корее были изготовлены 44 меча Дайто («великие мечи»), которые император на протяжении последующих столетий вручал военачальнику или сановнику как символ предоставленных полномочий на время кампании.
http://uploads.ru/t/N/y/i/Nyi2J.jpg
меч дайто для подношения в храм.
Япония, 1864-1865 г.г.
На клинке вырезана цветущая сакура и стихотворение, посвящённое горной сакуре

                                              Боевые качества катаны.

Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.Испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Миф был опровергнут в телепередаче «Разрушители мифов»-даже робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог только погнуть ствол пулемета M2HB.В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом

http://uploads.ru/t/Z/s/u/Zsu05.png
Составные части катаны: Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi), Шнур — Ито (Ito),Лезвие — Ками,Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),Вход в ножны — Коигучи (Koiguchi),Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),Петля для завязок — Куриката (Kurikata),Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мекуги (Mekugi),Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Менуки (Menuki),Хвостовик — Накаго,Завязки — Сагэо (Sageo) Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),Ножны — Сая (Saya),Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сеппа (Seppa),Молоточек для разборки меча — Тецу,клинок — Тосин,Гарда — Цуба (Tsuba),Рукоять — Цука (Tsuka),Оплетка — Цукамаки,Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.

                                                           Одати, Нодати.

    Одати (яп. 大太刀 «большой меч») — один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀 "полевой меч") означает другой тип меча, часто ошибочно используется вместо одати.

   Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет.

Одати, которые использовались как оружие, были слишком велики для самураев, чтобы носить их подобно обычным мечам.

Существовало два способа ношения.

-За спиной. Это было непрактично, потому что было невозможно достаточно быстро выхватить меч.

- в руке. В эпоху Муромати было принято, чтобы за самураем следовал оруженосец, который в нужный момент помогал вытащить одати из ножен.

Стили фехтования с одати обращали большее внимание на нисходящие режущие удары и прочный хват оружия.

     Назначение одати можно разбить на следующие виды:

-Подношение храму. Некоторые одати увязывались молящимися с победой в войне, другие помещались в сокровищницы как легендарные мечи.

-Оружие. Исследования старых текстов показывают, что одати использовались в битвах как оружие пехотинцев.

-Символ армии. Некоторые одати были слишком длинными, чтобы их можно было использовать. Есть однако свидетельства, что их использовали в качестве символа войска, подобно знамени или копью. (Данное предположение нуждается в проведении дополнительных исследований)

-Церемониальное назначение.

-Демонстрация умения кузнеца.

Большая часть одати использовалась в двух первых случаях.

    Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») — японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Некоторые, однако, придерживаются мнения, что нодати является близким синонимом одати (大太刀 «большой меч», «о-тати») и означает очень большой одати. Термин не обозначал изначально любой вид японсокого боевого меча очень больших размеров (дайто), такой, как тати, но в наше время часто (неверно) применяется именно так.

     Клинки нодати выглядят примерно так же, как тати и имеют тот же дизайн, хотя значительно длиннее. Нодати использовался как оружие пехоты в бою с кавалерией в открытом поле. Использование нодати в помещениях или других ограниченных пространствах представляет определённые трудности. Против кавалерии это было эффективным, хотя и не часто применявшимся, оружием.

       Причины, по которым использование таких мечей не было обычным:

-Клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины.

-Чтобы действовать таким мечом, нужна недюжинная сила.

-Такое оружие, как нагината или наамаки более эффективно на поле боя для тех же целей.

В мирное время меч носили за спиной как символ высокого положения. Это было чем-то особым, потому что другие японские мечи, такие как катана, вакидзаси и тати носили на поясе или на бедре. Однако его не «выхватывали» из-за спины. Нодати, из-за своей большой длины и веса, был очень сложным оружием, но в умелых руках поистине смертоносным. Длина рукояти составляла около 1 сяку (30,3 см) или чуть более. Нодати имели лучшие режущие свойства, чем катаны. Согласно легендам, такими мечами разрубали всадника и лошадь сверху донизу одним ударом.

http://uploads.ru/t/W/o/Z/WoZHi.jpg
http://uploads.ru/t/k/D/0/kD0Ic.jpg

                                  Нагината.                 

Нагината — японское холодное оружие с длинным древком и расходящимся к острию длинным лезвием.
Родившись в период Хэйан (782 – 1184) как новый вид оружия, нагината имела сложную судьбу. Оно получило распространение в роли оружия мощных пеших воинов, чаще всего сохэй – монахов-воинов.
Нагината имели различные размеры, всё зависело от вкуса владельца, его физической подготовки и моды. В период Хэйан монахи сохэй чаще всего использовали нагината с клинком до 120см., а в период Эдо распространились нагината с клинками в 45—60см. и древком до 270см. Формы клинков также различались. У некоторых нагината клинки являлись копией мечей, у других – клинок расширялся к концу.
Древко нагината овальное, а не круглое, как у копья. С овальной рукоятью удобнее рубить, да и по форме рукояти легче сориентировать клинок
http://uploads.ru/t/u/r/i/uriDe.jpg

http://uploads.ru/t/q/R/k/qRkGr.jpg
Преимущественно, воин, вооружённый нагината, мог рубить и колоть на разных уровнях и различным траекториям. Техника владения этим оружием основана на сильных предплечьях. Обе руки воина были подвижны относительно древка, что позволяло наносить удары под разными углами, варьировать дистанцию поражения и направление атаки. Несмотря на размер, нагината прекрасно зарекомендовала себя в ближнем бою. Для атаки использовался не только острый наконечник, но и железный затыльник-исидзуки.
Совладать с ним мог лишь противник с огнестрельным оружием или плотный строй копейщиков.
Известно несколько способов написания «нагината». Ранний буквально значит «длинный меч». Так писалось до середины XVI века, пока не появились действительно длинные мечи Одати (яп. 大太刀, «большой меч») с клинками в 120 – 200см. Чтобы не допустить путаницу слово «нагината» стали записывать иероглифами значащими «косящий меч».
Настоящими художниками искусства нагината считались монахи-воины сохэй. Описанием их мастерства полны летописи тех времён. Вот некоторые имена «благочестивых» служителей храмов – «преподобный» Готиан Тадзима, монах-воин Дзёмё и, конечно же, Бэнкэй
http://uploads.ru/t/A/h/v/AhvxB.jpg

Упоминания о нагинате впервые появились в книге Коджики (Kojiki, древнейшая книга Японии) в 712 г. и использовалась сохэями (священниками– воинами) в течение периода Нара (710 – 794 г.г.). По всей вероятности, нагината была основана на китайском гуан дао (Guan Dao, китайская разновидность алебарды). В живописях, которые описывали поля боев, происходивших в течении войны периода Тэнгё (Tengyo, 938 – 947 г.г.), можно увидеть нагинату в использовании. В 1086 г., в книге "Летопись Трех Лет в Ошу" (Oshu Gosannenki, Ошу – город в префектуре Иватэ), было впервые задокументировано использование нагинаты в бою. В этом периоде нагината была расценена воинами как чрезвычайно эффективное оружие.
В течение Войны Гэмпэй (Gempei Sensou, 1180-1185 г.г.), в которой клан Тайра (Taira) воевал против Минамото Йоритомо (первый сёгун периода Камакура), основателя и главы клана Минамото, нагината заслужила особенно высокого уважения среди воиновСражения конницы стали важнее в этот период, и нагината оказалась превосходным оружием в борьбе против кавалерии и вывода из строя всадников (разновидности нагината – бисэнто (тяжелый вариант, которым опытный воин легко мог пополам перерубить лошадь) и нагамаки (более короткий вариант с прямым лезвием)). Нагината также получила широкое распространение, как оружие поля боя, и вызвало введение доспехов для защиты голени как части брони.

Женщины и нагината.
                                                 
Превосходный пример роли женщин в японском обществе и военной культуре того времени – итагаки (itagaki) – женщины–самураи, которые были знамениты своими навыками владения нагинатой. В истории Японии был случай, когда 3,000 воинов итагаки защищали замок Тоэйзакаяма (Toeizakayama) от десяти тысяч воинов клана Ходжо (Hojo), которые были посланы, чтобы взять замок. Итагаки защитили свою крепость, убив существенное количество нападавших несмотря на подавляющее превосходство войск противника.
В течение периода Эдо (1603–1868 г.г.), так как нагината стала менее полезной для мужчин на поле боя, она стала символом социального статуса женщин класса самураев. Нагината была часто традиционной частью дочериного приданого самурая. Хотя они обычно не боролись как обычные солдаты, считалось, что женщины класса самураев способны к защите своих домов, пока их мужья были на войне. Нагината рассматривалась как самое подходящее оружие для женщин, так как она позволяет женщине держать нападающего на расстоянии, где любые преимущества противника в росте, весе и силе становятся не такими подавляющими, или вообще незначимыми.
http://uploads.ru/t/Y/y/c/YycK0.png

        Японский лук.                                            

Искусство стрельбы из лука в средневековой Японии было известно под общим термином сягэй («умение стрелять из лука»), хотя в настоящее время его больше знают как кю-дзюцу («искусство или техника лука») или кю-до («путь лука»). Для средневекового японского воина значение слов «война» и «лук и стрела» (юми-я) были синонимами. О боге войны Хатимане люди говорили, как о юми-я-но-хатиман; левая рука по-японски юндэ (юми-но-тэ - «рука, в которой держат лук»). Вообще, японцы всегда считали левую руку более важной по сравнению с правой. Интересно, что если у человека отсутствовал мизинец на левой руке, то предполагалось, что он уже не сможет хорошо владеть мечом. Видимо, отсюда проистекает обычай отрезания собственного мизинца на левой руке в качестве искупления за серьезный проступок. Эта традиция сохранилась в среде японской мафии якудза до наших дней. Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается во второй половине периода Ямато (300-710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV - начале V веков. Это вызвало революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, приходят всадники с луком и длинным мечом. Однако лучник итэ, также называемый юми-тори («держатель лука») или ума-юми («конный лучник»), в древней Японии был обязательно знатным воином. Военная аристократия буси и придворная знать кугэ с детства обучались обращению с луком. Размеры армии в древней Японии также измеряли по количеству луков, то есть количеству знатных хорошо вооруженных всадников. Для сравнения — в средневековой Европе армию исчисляли по количеству копий, то есть количеству рыцарей, чьим основным оружием было копье. На протяжении X и в начале XI веков растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на полном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться. Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел».
http://uploads.ru/t/d/W/m/dWm5b.jpg
Детали лука дайкю:
дзюхацу - утоньшение на концах плечей лука перед рогами, на которые ложится тетива
ката - плечо лука
юдзука - рукоять лука
ю-хадзу - концы лука
отоканэ - рога лука
цуру - тетива

Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная асимметричная форма, которую нельзя найти больше нигде в мире: примерно две трети длины лука находятся выше рукояти, и только одна треть - ниже. Это позволяло конному лучнику держать большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня.Большой боевой лук дайкю имел среднюю длину 2,2 м, но некоторые известные экземпляры доходили до 2,5—2,8 м. Для придания луку характерного изгиба мастера по изготовлению луков юми-си использовали большой деревянный блок юдамэ с прорезями, один конец которого лежал на полу, а другой был приподнят над землей примерно на 0,5 м.
http://uploads.ru/t/f/y/Q/fyQ2w.jpg
Тетива лука цуру делалась специальными мастерами цура-саси из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шелка (шелк, как правило, использовался для церемониальных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твердой и гладкой. Тетива сильно различалась по качеству - от прочной, сильной тетивы для боевых луков до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основном для спортивных и охотничьих луков. На концах плечи лука (ката) утоньшались, образуя рога (отоканэ), к которым крепилась тетива. Рога иногда покрывались металлом; при выстреле тетива ударяла по ним, издавая звук, часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требовалась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.
http://uploads.ru/t/0/3/t/03t9w.jpg
http://uploads.ru/t/x/v/P/xvPYs.jpg
Тетива лука цуру делалась специальными мастерами цура-саси из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шелка (шелк, как правило, использовался для церемониальных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твердой и гладкой. Тетива сильно различалась по качеству - от прочной, сильной тетивы для боевых луков до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основном для спортивных и охотничьих луков. На концах плечи лука (ката) утоньшались, образуя рога (отоканэ), к которым крепилась тетива. Рога иногда покрывались металлом; при выстреле тетива ударяла по ним, издавая звук, часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требовалась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.
http://uploads.ru/t/D/8/t/D8txy.jpg
Подобно большинству азиатов, японцы оттягивали тетиву большим пальцем правой руки, держа его согнутым под стрелой; указательный и средний пальцы упирались в ноготь большого. Для этого требуется, чтобы стрела находилась с правой стороны лука с точки зрения лучника, а не с левой, как при натягивании тетивы указательным и средним пальцами. В отличие от китайцев японцы, очевидно, не пользовались кольцами из камня или слоновой кости для защиты большого пальца, вместо них они носили кожаную перчатку югакэ. Перчатки, которые носили во время тренировки, часто прикрывали только указательный и средний пальцы, и у них был увеличенный большой палец, укрепленный роговиной или кожей в том месте, где он соприкасается с тетивой. Во время боя, когда такая перчатка мешала бы обращению с мечом или даже со стрелами, надевалась пара более обычных перчаток, опять-таки усиленных, но только небольшим куском второго слоя кожи с внутренней стороны большого пальца правой руки. Два средних пальца перчатки, средний и безымянный, часто почему-то отличались по цвету от других.
http://uploads.ru/t/f/p/e/fpeYw.jpg
Перчатки югакэ. Период Эдо

                                     http://uploads.ru/t/Q/L/T/QLTVp.jpg
Для того чтобы натянуть тетиву, лучник поднимал лук над головой, чтобы не задеть лошадь, затем, опуская лук, он разводил обе руки так, что в конце концов левая рука была вытянута прямо, а правая кисть находилась около уха. Другой стиль, использовавшийся пешими воинами, напоминал европейский - когда начиналось натягивание тетивы, лук держали горизонтально на уровне талии.
http://uploads.ru/t/3/j/e/3jey1.jpg
                                   Действия всадника при стрельбе из лука
http://uploads.ru/t/k/2/U/k2Ugq.jpg
                                   Действия пехотинца при стрельбе из лука
http://uploads.ru/t/l/O/s/lOsqQ.jpg
                                   Угол эффективной стрельбы из лука всадника в доспехе о-ёрой

Существовали в Японии и различные варианты короткого лука, известного под общим термином ко-юми или сёкю («малый лук»). Наибольшее распространение из коротких луков получил ханкю. Это был сложносоставной симметричный лук, длиной 50-90 см, изготавливаемый с использованием дерева, китового уса и сухожилий. Ханкю, вероятно, происходит от корейского лука, который в свою очередь является разновидностью монгольского лука. Несмотря на свои скромные размеры, он обеспечивал высокую начальную скорость полета стрелы и был весьма эффективным оружием на ближней дистанции. Ханкю вместе с небольшими стрелами (по длине примерно равными длине лука) обычно хранили в лакированном кожаном футляре. За небольшие размеры и высокую эффективность ханкю любили и шпионы-диверсанты синоби. Каго-ханкю часто брали в дорогу даймё, так как он позволял стрелять не выходя из паланкина
http://uploads.ru/t/w/a/G/waG7K.jpg
http://uploads.ru/t/e/m/t/emtGH.jpg
Вопреки распространенному мнению, японцы знали и использовали арбалет, хотя широкого распространения он и не получил. Японцы впервые познакомились с арбалетом в 618 г., когда корейское государство Когурё передало Японии двух китайских пленников и несколько образцов нового оружия. К 672 г. арбалеты уже активно использовались в военных операциях. В 860-х годах японское правительство, опасаясь возможного вторжения со стороны корейского государства Силла, приказало снабдить арбалетами ряд стратегических постов на побережье, где высадка противника была наиболее вероятна. В 894 г. арбалеты применяли в морском сражении между корейским и японским флотами. Применяли японцы и арбалет, стрелявший камнями.
http://uploads.ru/t/l/W/b/lWbVr.jpg
http://uploads.ru/t/Q/2/l/Q2lnW.jpg
Варианты как для стрельбы стрелами (болтами), так и для стрельбы камнями были весьма компактными: размах лука так же, как и длина ложа, равнялись примерно 60 см. Ложе было отделано костью или китовым усом и часто богато украшено. Совсем редко встречаются образцы магазинного арбалета докю, вероятно, скопированного с китайских моделей. Интересным замаскированным оружием является веер-арбалет. В сложенном состоянии он представлял собой обычный веер, а при его раскрытии натягивалась тетива и производился выстрел. Конечно, дальнобойностью такой арбалет не отличался, зато имел элемент неожиданностиhttp://uploads.ru/t/P/V/o/PVo1c.jpg
Стрелы я делались мастерами по изготовлению стрел я-хаки. Древко ягара обычно было из бамбука. Он срезался в ноябре или декабре, когда бамбук был в наилучшем виде, и для изготовления древка с него счищали кору и наросты. Ушко для тетивы вырезалось сразу над одним из наростов, для прочности на конце, удаленном от корня растущего растения. Таким образом, древко несколько сужалось от наконечника к пяте стрелы. Каждое древко размягчали в горячем песке, а затем старательно выпрямляли, применяя зазубренную палку в качестве рычага. На лучших комплектах стрел периода Эдо (1603-1868 гг.) можно видеть, что древки сортировались так, чтобы наросты были на одном уровне при расположении стрел в колчане. Выше пяты и под наконечником стрелы были отделаны тканью или нитями, сверху покрытыми лаком, чтобы предотвратить расщепление древка в этих уязвимых точках, и во многих случаях на обмотке пяты стрелы красным лаком ставилась подпись мастера
http://uploads.ru/t/k/E/e/kEewH.jpg
Детали стрелы я:
куцумаки - обмотка древка стрелы под наконечником
я-хадзу - ушко для тетивы
ягара - древко
я-но-нэ - наконечник
ябанэ - оперение
я-саки - острие

В оперении использовались все виды перьев, но большей частью это были перья орлов, ястребов, журавлей и фазанов.
http://uploads.ru/t/s/E/m/sEm6l.jpg
Наконечники стрел я-но-нэ (или ядзири) изготовлялись специальными кузнецами. Иногда последние ставили свою подпись или на самом клинке, или мельчайшими иероглифами на хвостовике.Наконечники были самых разнообразных форм, размеров и делались из различных материалов в зависимости от назначения. Стрелы с костяными или роговыми наконечниками назывались цуноги и использовались для охоты. Наконечники боевых стрел, конечно, были стальными. Многие наконечники были огромных размеров и часто со множеством ажурных украшений; очевидно, они не предназначались для стрельбы, а использовались при различных церемониях.
http://uploads.ru/t/i/v/3/iv3Jt.jpg
http://uploads.ru/t/h/u/D/huDZn.jpg
Наконечники хикимэ свистящих стрел кабура-я. Стрелы с такими наконечниками издавали свистящий звук и использовались для сигнализации в битве и конных соревнованиях ябусамэ.

Кроме боевых стрел каждый самурай носил в колчане одну «родовую стрелу» с указанием его имени. Она была предназначена не для боя - по этой стреле узнавали убитого после сражения. Стрелы носили в колчанах, прикрепленных сбоку или за спиной. Все многообразие колчанов - военных, охотничьих и декоративных - можно разделить на две группы: открытые и закрытые. В первых стрелы были отделены одна от другой; таким образом сохранялись их перья и стрелок в любой момент мог ими воспользоваться. В этих открытых колчанах могло помещаться до 50 стрел, хотя обычно было 24.В закрытых колчанах стрелы были надежно защищены от капризов погоды, но они были весьма неудобны, когда надо было быстро пускать одну стрелу за другой. Тем не менее, хотя перья могли оказаться несколько помятыми, если стрелы были непрочно закреплены внутри, конные лучники всё-таки предпочитали закрытые колчаны, потому что они лучше защищали стрелы при быстрой езде (часто по пересеченной местности) в любую, даже самую плохую погоду
Японские лучники отличались не только меткостью, но также скорострельностью и выносливостью. Известно, что в 1686 г. некто Вада Дайхати послал 8133 стрелы из одного конца Сандзюсангэн-до (Зала 33 столбов и арок) в другой за 24 часа непрерывной стрельбы с заката до заката. Скорострельность составляла в среднем 5 стрел в минуту. Однако в 1852 г. этот рекорд был побит. Цурута Масатоки в том же самом зале за 20 часов непрерывной стрельбы выпустил 10050 стрел, из которых 5383 попали в центр мишени, а средняя скорострельность составила 9 стрел в минуту. Стрельба из лука практикуется в Японии и сегодня. Высокоритуализованное искусство стрельбы из лука кю-до практикуется во многих школах и высших учебных заведениях. Считается, что оно развивает координацию, выдержку и воспитывает характер. 15-16 сентября каждого года в городе Камакура проводятся соревнования по стрельбе из лука с лошади.
http://uploads.ru/t/H/V/k/HVkhc.jpg

Эпилог.
                                                 
В этой статье мы расмотрели японское холодное оружие.Но не стоит думать что все его многобразие оканчиваеться на приведенных нами примерах.Остается множество узкоспециализированных видов  таких как оружие синоби но это совсем другая история...