Наполеоновские войны — под этим именем известны, главным образом, войны, которые велись Наполеоном I с разными государствами Европы, когда он был первым консулом и императором (1800—1815). В более широком смысле сюда относится и итальянская кампания Наполеона (1796—1797), и его египетская экспедиция (1798—1799), хотя их (особенно итальянскую кампанию) обычно причисляют к так называемым революционным войнам.
Переворот 18 брюмера (9 ноября 1799 года) отдал власть над Францией в руки человека, отличавшегося, при безграничном властолюбии и честолюбии, гениальными способностями полководца и страстью к войне. Это произошло как раз в такое время, когда старая Европа находилась в полной дезорганизации: правительства были совершенно неспособны к совместным действиям и готовы были ради частных выгод изменять общему делу; повсюду царили старые порядки и в администрации, и в финансах, и в войске — порядки, неэффективность которых обнаружилась при первом же серьёзном столкновении с Францией.
Всё это сделало Наполеона владыкой европейского материка, и перед его воображением носилась идея «всемирной монархии» при главенстве Франции. Ещё до 18 брюмера, будучи главнокомандующим итальянской армией, Наполеон начал передел политической карты Европы, а в эпоху своей экспедиции в Египет и Сирию строил грандиозные планы относительно Востока. Став первым консулом, он мечтал о том, чтобы в союзе с русским императором выбить англичан с позиции, которую они занимали в Индии.
Наполеон переходит Альпы. Жак Луи Давид изображает будущего императора ведущим войска в бой — к неминуемому триумфу
Получив власть (1799), Наполеон застал Францию изолированной, хотя противостоявшая ей коалиция и оказалась не особенно прочной. Французские войска отступили за Рейн; в Италии были потеряны все плоды прежних побед; Цизальпинская республика распалась, в Партенопейской республике совершилась монархическая реставрация; Римская республика также пала. Только в Швейцарии дела французов шли лучше, и соединённой австро-русской армии не удалось вытеснить оттуда войска республиканцев.
Раздоры, возникшие между союзниками, повлекли за собой выход России из коалиции; император Павел I стал даже сближаться с Францией, после того как в ней «безначалие заменилось консульством» и первый консул отпустил на родину без выкупа, заново одетыми и вооружёнными, русских пленных. Едва Наполеон принял в свои руки правление, как обратился с письмом к английскому королю и императору, приглашая их прекратить борьбу; но они потребовали у Наполеона восстановления Бурбонов и возвращения Франции в прежние границы.
Весной 1800 года Франция вновь вторглась в Италию, причём во главе армии, вторгшейся сюда через Сен-Бернар, стоял сам первый консул. Победа при Маренго (14 июня) заставила Австрию заключить перемирие (в Алессандрии), вновь отдавшее Ломбардию в распоряжение Наполеона. Другая французская армия вторглась в Швабию и Баварию и после победы при Гогенлиндене (3 декабря) угрожала самой Вене. Австрия вынуждена была пойти на мир в Люневиле, 9 февраля 1801 года, подтверждавший кампоформийские условия. Границами Франции были признаны Рейн и Эч; Ломбардия превратилась в Итальянскую республику. Имперские чины, терявшие земли на левом берегу Рейна, должны были получить вознаграждение за счёт секуляризованных церковных владений и упразднённых имперских городов. Люневильский мир открывал Наполеону возможность распоряжаться по своему усмотрению в значительных частях Италии и Германии. Наполеон стал, в силу избрания созванными в Лионе представителями Итальянской республики, президентом этой республики, с весьма широкой властью, при чисто декоративной конституции, и получил право распоряжаться большим войском. Герцог моденский получил приращение своих владений; великий герцог тосканский отказался от своих итальянских владений и Тоскана, с титулом королевства Этрурия, отдана была герцогу пармскому.
В Германии так называемым решением имперской депутации (нем. Reichsdeputationshauptschluss) 28 февраля 1803 года было произведено, после настоящего торга немецкими епископствами, аббатствами и вольными городами, новое распределение земельных владений. Руководящая роль в этом деле принадлежала первому консулу; особенно много выиграла Бавария, заключившая с Францией тесный союз. Увеличены были владения маркграфа баденского, возведённого вместе с тем в сан курфюрста. Вознаграждены были за потери и получили большие приращения к своим прежним владениям Вюртемберг, Гессен-Кассель (оба сделаны курфюршествами), Гессен-Дармштадт, Нассау, Ганновер и др. княжества. Из духовных владений уцелело только одно, сильно урезанное — архиепископство майнцское; из полусотни имперских городов сохранили своё прежнее положение лишь шесть — Гамбург, Бремен, Любек, Франкфурт-на-Майне, Нюрнберг и Аугсбург.
Кроме немецких держав и России, с Францией примирились также Испания и Португалия, а в 1802 году, по Амьенскому миру — и Англия. Этот последний мир был вскоре нарушен, так как Наполеон утвердил своё владычество, в форме протектората, и над республикой Батавской, и над Швейцарией: медиационным актом была восстановлена независимость отдельных швейцарских кантонов, под общим покровительством Франции.