В игре двадцать одна фракция, из которых семнадцать являются играемыми в кампании, хотя всего лишь пять являются играемыми изначально:
Королевство Англия — самые лучшие лучники в игре и сильная тяжёлая пехота, но мало разнообразия в области кавалерии.
Королевство Франция — имеет жандармов и другие типы тяжёлой кавалерии, сильные профессиональные армии; малоэффективная ранняя пехота.
Священная Римская империя — войска, сильные по всем параметрам, но нет сильных войск позднего периодa.
Венецианская республика — отличная пехота и ополчение, но слабая кавалерия.
Испания — изначально сильная кавалерия и хорошие технологии позднего периода; имеет профессиональные армии.
Другие фракции можно сделать играемыми, победив каждую из них в кампании выигрывать саму кампанию не обязательно. Остальные можно открыть все сразу, выиграв всю кампанию , играя одной из изначальных пяти фракций. Кроме того, фракции можно «открыть», отредактировав соответствующий текстовой файл, так же как и в Rome: Total War.
Восточная Римская Империя (Византия) — отличные ранние войска, включая Варяжскую гвардию, но не имеет многих типов войск позднего периода и пороховых технологий. Очень хорошее стратегическое расположение.
Королевство Дания — особыми войсками являются викинги ; пехота в основном использует топоры вместо копий или мечей, что делает её более эффективной против брони, но слабой против кавалерии; посредственная кавалерия.
Египет — представляет Фатимидов и последующие династии; отличная кавалерия , но слабая пехота.
Королевство Венгрия — сильная кавалерия, но малоэффективная базовая пехота; может создавать полевые отряды из убийц, построив гильдию убийц.
Герцогство Милан (вместе с Генуей) — сильная итальянская милиция и арбалетчики , отличные технологии позднего периода; слабая кавалерия; сравнительно слабое разнообразие типов пороховой артиллерии.
Мавритания — династия Альморавидов; хорошее слияние верблюжей кавалерии и копейщиков; имеет небольшое количество войск позднего периода, отличающихся однако высокой эффективностью.
Польша — отличная кавалерия , но слабая пехота.
Португалия — многие войска  являются улучшенными версиями стандартных; отличные технологии позднего периода; хорошая кавалерия и лучшие корабли в игре.
Русь — сильные казачьи войска , но слабая пехота раннего периода.
Королевство Шотландия — самые лучшие копья и пики в игре, но слабая кавалерия; кроме артиллерии не имеет других пороховых технологий.
Королевство Сицилия — смесь войск, включающая мусульманских лучников, итальянское ополчение и нормандских рыцарей; слабая кавалерия.
Турки — династия Сельджуков (ранний период) и Османская империя (поздний период); после изобретения пушек имеют самую сильную артиллерию в игре; сильная пехота  и дальнобойные войска; слабая броня.
Также некоторые компьютерные фракции появляются в кампании, но ими можно играть только в исторических или многопользовательских битвах либо можно отредактировать игровые файлы.
Ацтекская империя — нет технологий оружия или брони; сильные и дешёвые войска; некоторые из войск пугают врага; нет кавалерии. Недоступны в кампании.
Монгольская империя (Золотая орда) — самая сильная кавалерия в игре, но слабая пехота. Недоступны в кампании.
Папская Область — сильное ополчение, но ужасная мобильность; мало ценной кавалерии. Недоступны в кампании.
Тимуриды — самые сильные одноединичные войска в игре (боевые слоны, слоновая артиллерия, чудовищные бомбарды, и ракеты); мало пехоты. Недоступны в кампании.
«Повстанцы» также являются фракцией, представляя территории, не находящиеся под контролем каких-либо других фракций. Также они путешествуют по карте, мешая торговле и устраивая засады на чужие армии. Они также могут захватить город, если народу не нравится правительство либо если вся династия страны умирает (конец этой фракции), но остаются города/замки, управляемые местными губернаторами.
Также саксы появляются в историческом сценарии, описывающем Битву при Гастингсе.