Если заняться изучением истории жанра стратегий, то можно легко увидеть все восходы на геймерский олимп этого жанра. Но при достижении высшей точки развития он начинает падать вниз до тех пор, пока девелоперы не выведут его из кризиса новыми идеями. И в то время, как большинство контор плодило клон за клоном, где геймплей не менялся со времен Dune 2, компания Daydream Software выпустила Shogun: Total War. И ее выход показал всем - масштабные тактические битвы в реальном времени не только возможны, но могут быть при этом очень интересны рядовому пользователю.
Игроки с высунутыми на бок языками сидели ночи напролет за монитором, пытаясь привести свой клан к победе над остальными японскими сородичами. Игра, разбитая на две части, не позволяла геймерам расслабляться ни в режиме глобальной карты (в любой момент ход событий мог быть изменен из-за, например, неожиданных действий соседнего клана), ни в режиме тактического сражения.
После первой части вышла Mediaval. Вместо Японии мы получили под руководство всю Европу. Улучшенный графический движок, абсолютно переделанный контент - но все это было все равно лишь "Сегуной в Европе".
И вот, Activision выпускает третью часть игротрилогии, Rome: Total War. И на этот раз это не просто "Сегуна в переделке". Нет! Авторы смогли превзойти предка и взойти на олимп тактических реал-тайм битв.

Ibi potest valere populus , ubi leges valent. Там, где законы в силе, - и народ силен.

Rome: Total War заставит даже самого активного игрока, привыкшего к быстрой игре, поудобней усесться в кресло и начать внимательно продумывать свою стратегию и тактику. Особо быстрой реакции игра не требует, поэтому геймеры, привыкшие побеждать в стратегиях за счет быстрого раша, могут нервно покуривать в сторонке - здесь это не пройдет.
Впервые запустив игру, нас насильно заставят пройти тренировку. Забота, кстати, необходимая - потом, когда вас забросят в кампанию, вы не раз поблагодарите авторов игры за проявленную заботу. Разобраться в перипетиях игры без предварительной подготовки - задача отнюдь не тривиальная.

После прохождения тренировки, мы можем выбрать одну из трех римских семей и начать планомерное завоевание Европы. Впрочем, сразу разгуляться нам не дадут - над нами ведь стоит сам Сенат, занимающийся руководством внешней и внутренний политикой Рима. Захват власти в нем, к слову, является одной из глобальных задач кампании и сам по себе является очень неплохой самоцелью игры.
Итак, перед нами встает глобальная карта, на которую в дальнейшем и будет уходить большая часть игрового времени. Именно здесь мы будем отстраивать свои города, нанимать войска, заключать альянсы и объявлять войны. И именно здесь мы будем в раздумьях сидеть, размышляя о том, где лучше давать отпор врагу - в укромных лесах, которые будто созданы для засад, или все же построить форпост и принять оборону там. У каждого войска на глобальной карте есть своя область охвата - таким образом можно отрезать вражеские города от связи с союзниками.
С постройкой любого здания в городе изменяется обстановка - улучшается настроение жителей, увеличивается их здоровье или становится доступна постройка нового вида войск. Ну а если геймер будет невнимателен и отяготит жителей большими налогами, чем те готовы платить, то, вполне возможно, поднимется бунт, на подавление которого уйдут драгоценные войска. Каждым городом можно управлять как самостоятельно (правда, для этого в нем должен быть хотя бы один наш генерал), так можно отдать руководство компьютеру. Ближе к середине игры, когда под нашим игом будет уже половина Европы, сделать так - наиболее удобный вариант, ведь на нескольких десятков городов может уйти очень много времени. Впрочем, наверняка, найдутся любители, которые готовы будут отдавать по получасу за ход.
Очень четко проработана система дипломатии и шпионажа. В непокорный и хорошо отстроенный вражеский город можно заслать шпиона и тогда, помимо точных сведениях о армии врага, с некоторой долей вероятности наши штурмующее войско будут встречать с открытыми воротами. Чем это может обернуться для защитников - подумайте сами. Если же говорить о дипломатии, то тут выбор даже более широк. Подойдя к любой иностранной армии, во главе которой стоит генерал, наш дипломат может предложить целый спектр взаимных услуг - от заключения альянса, до совместного нападения на отдельные города.
К сожалению, все это разнообразие игровых фич не позволяет интерфейсу быть легкопонятным - но, что поделать, жанр обязывает. И, хотя в общем то одной глобальной карты хватило бы на целую игру, авторы предлагают нам развлечение для любого реконструктора. При встречи двух враждебных армий нам открывается совсем другая сторона игры и имя ей - тактическая битва...

Inter arma silent leges. Когда гремит оружие, законы молчат.

Камера облетает нашу армию и показывает ее с самых выгодных ракурсов (full 3D!!!), генерал говорит войскам последние напутственные слова (сразу заметен серьезный подход - его речи почти никогда не повторяются и зависят от того, с армией какой нации мы воюем) и после этого игроку предлагается расставить свои войска. Именно с этого момента любой человек и может начать проявлять свой тактический гений - понапридумывать и реализовать можно если не все, то почти все, что угодно. Каждое войско имеет настраиваемую ширину шеренг: лучников, например, лучше всего выстроить в максимально возможную ширину (получится около трех-четырех шеренг), тогда они смогут с максимальной эффективностью расстреливать врага; пикеносцов, напротив, лучше выстроить в форме квадрата - для них это наиболее удобное построение. Итак, построение закончено и геймер с вожделением жмет кнопку Start Battle..

Все, что происходит дальше, иначе как сказкой наяву, не назовешь. Стройные шеренги, поднимая столпы пыли, идут навстречу врагу. Конница, делая обманный маневр, заманивает глупых копейщиков врага прямо под обстрел лучников, и тут сотня огненных черточек (стрелы можно поджигать) взмывает над полем битвы и через несколько секунд врывается в ряды врага, кося всех направо и налево. На уже начавший пугаться отряд врага начинают бежать.. слоны. В конец струсившие копейщики убегают, преследуемые разъярившимися животными.
И это - лишь часть, очень малая часть любой битвы. Тактические приемы неисчислимы - тех же слонов можно испугать горящими свиньями (sic!) и тогда трусливые, но очень большие животные, побегут обратно и снесут свои же ряды. Пикейщикам можно дать команду на защиту местности и тогда кавалерия налетит на них, как на каменную стену.. с тем отличием, что стена не будет протыкать вас десятком-другим копий.
У каждого войска есть свои спец-возможности (как, например, построение клином у кавалерии или черепахой у тяжеловооруженных римских солдат), свои хитрости в атаке (ради интереса попробуйте ударить кавалерий в тыл пикейщикам, в этот момент занятых сражением - практически моментальная смерть последних гарантирована). Да и вообще, такие понятия как "фронт" и "тыл" игроку придется очень быстро выучить - компьютерный противник ошибок не прощает (речь идет, конечно, о самом сложном уровне сложности). Помимо простой задачи "убей их всех" игрок может ограничиться доведением врага до полусмерти от страха - и тогда останется лишь стрелять в спины убегающей армии. Вообще, о возможностях тактических битв можно рассказывать очень долго - чего стоит, например, захват городов, где можно строить подземные туннели, тараны и много других полезных в делах осады вещей.

Carpamus dulcia - nostrum est quod vivis. Будем веселиться: нынешний день - наш.

Полному погружению в эпоху кровавых битв способствует и качество картинки на мониторе. При очень небольшом количестве полигонов на юнит (с такими масштабами появляются очень серьезные ограничения) авторы сделали все возможное и даже больше. Всадник красиво гарцует на лошади, бьет копьем - анимация превосходна. Рекомендую включить в опциях десинхронизацию анимации - в таком случае, смотря на отряд, вы вообще не сможете отличить его от настоящего. Любым сражением можно любоваться бесконечно - вот кавалерия вклинивается в ряды лучников и начинает планомерное уничтожение последних. Учитывая количество сторон в игре (их около тридцати), можно лишь восхититься качеству проработки каждого юнита. Авторы даже не постеснялись почти полностью отвязать камеру, хотя, конечно же, догадывались о невозможности игры в то время, как она будет "висеть" у какого-нибудь солдата за плечом.. Кстати, между Сreative Assambly и компанией BBS был подписан договор об использовании движка игры для реконструкции исторических сражений и последующем показывании исторических программ.

Prima jussa sibi. Будь первым исполнителем своих приказаний.

Без сомнения, игра является уникальной в своем роде. Огромное количество кампаний, воссозданная Европа и Африка, историческая точность - все говорит о проделанной авторами гигантской работе. С другой стороны многочисленные баги, ляпы и недочеты немного портят общую картину (впрочем, первый патч уже был выпущен). Движок игры действительно не имеет аналогов и не может не радовать использование его для реконструкции сражений на телеканалах. Будем надеяться, что такое взаимодействие принесет лишь пользу Creative Assambly. Все любители стратегий, а так же фанаты предыдущих частей Total War - вперед, в магазины. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.