Битва при Каннах — крупнейшее сражение Второй Пунической войны, произошедшее 2 августа 216 до н. э. около города Канны в Апулии на юго-востоке Италии. Карфагенская армия Ганнибала нанесла сокрушительное поражение превосходящей её по численности римской армии под командованием консулов Луция Эмилия Павла и Гая Теренция Варрона. После битвы при Каннах Капуя и несколько других итальянских городов-государств откололись от Римской республики. Хотя сражение было не в состоянии решить результат войны в пользу Карфагена, сегодня оно является одним из наиболее ярких примеров тактического мастерства в военной истории.

Силы противников

Силы противников, встретившихся при Каннах, были неодинаковы: в римских войсках насчитывалось ок.86 тыс. человек, из них 80 тыс. пехоты (8 легионов, римских, по 5 тыс. человек, и столько же союзных) и 6 тыс. конницы. В римской армии было много новобранцев, ранее не принимавших участия в битвах. Непосредственно в сражении участвовало (исключая 10-тысячный гарнизон, находившийся в лагере, и 7 тыс. человек, нёсших обозную службу) 55 тыс. тяжеловооружённых, 8 или 9 тыс. легковооружённых воинов и 6 тыс. всадников, то есть около 70 тысяч воинов.

Карфагеняне имели 40 тыс. пехоты (из них 8 тыс. легковооружённых) и 10 тыс. конницы. Большинство воинов были закаленными ветеранами, которые осуществили переход через Альпы и одержали две крупные победы над римлянами в северной Италии.

Общие силы римлян значительно превосходили силы карфагенян, но численность конницы последних почти в два раза была больше, чем у их противника. Местность — открытая равнина — благоприятствовала боевым действиям сильной конницы карфагенян

Положения сторон

В день сражения (2 августа) римской армией командовал консул Варрон. Он решил разгромить карфагенян неотразимым ударом тесно сомкнутых сил, для чего приказал при построении боевого порядка сузить его фронт и увеличить глубину. Во всех легионах интервалы между манипулами были сокращены, и образовалась как бы массивная фаланга глубиной 48 шеренг. В центре боевого порядка римлян располагалась пехота (справа — римские легионеры, слева — союзные), на флангах — конница: на правом, примыкавшем к левому берегу р. Ауфид, — 2400 всадников, на левом фланге, не защищённом никакими естественными препятствиями,— вся остальная конница; 8—9 тыс. человек лёгкой пехоты были поставлены впереди фронта.

Ганнибал построил свои войска в боевой порядок весьма оригинально. В центре он поставил в одну линию 20 тыс. иберийцев и галлов в несколько шеренг в глубину, а на левом и правом крыльях расположил более глубоким строем африканскую пехоту (две колонны по 6 тыс. человек) и конницу; при этом, несмотря на меньшую численность пехоты, Ганнибал построил ее более растянутым фронтом, нежели была построена римская пехота. 8 тыс. тяжёлой конницы расположились на левом крыле у р. Ауфид, 2 тыс. нумидийской лёгкой конницы — на правом крыле. Лёгкая пехота оставалась впереди расположения армии; после завязки сражения она должна была отступить и построиться за линией тяжёлой пехоты.

По этому построению войск можно судить о замысле карфагенского полководца. Сосредоточивая лучшую пехоту и всю свою конницу на флангах, Ганнибал решил сильными фланговыми ударами разбить римские войска.

Ход битвы

Места важнейших сражений Второй Пунической войны

В центральной части поля боя сражение завязали, как обычно, легковооруженные пехотинцы. Одновременно с этим тяжелая конница левого крыла Ганнибала нанесла удар по 2-х тысячной противостоявшей ей римской коннице и весьма быстро разбила её и обратила в бегство. После этого боя тяжелая конница обошла римскую пехоту и оказалась в тылу римской конницы левого крыла, которая была скована с фронта нумидийской конницей Ганнибала. Левое крыло римлян так же было разбито. Во время конного сражения на флангах римская пехота атаковала карфагенскую пехоту и, имея превосходство в силе, начала теснить её.Если в начале сражения центр карфагенского боевого порядка находился впереди, образуя как бы выпуклую часть полумесяца, то теперь он подался далеко назад.Положение карфагенской пехоты ухудшалось, но фронт еще не был прорван, так как выгнув его дугой в сторону противника, Ганнибал обеспечил ему запас времени. Боевой порядок карфагенян по-прежнему имел форму полумесяца, но обращённого к противнику уже не выпуклой частью, а рогами. Продавив центр карфагенян, колонна римлян оказалась между африканскими войсками Ганнибала, ринувшимися на римлян справа и слева. Это остановило продвижение вперед римлян и центр карфагенян вновь обрел устойчивость. Римская армия, оставшаяся без конницы на флангах, имея успех в центре, входила в «мешок».

Схема решающего этапа битвы (синим обозначены войска Карфагена, красным - Римской республики)

К этому времени конница римлян была полностью разбита и конница Ганнибала приступила к действиям против римских легионов. Ганнибал, послав нумидийцев преследовать разбитую римскую конницу, построил тяжелую конницу в боевой порядок и обрушился в тыл римской пехоте. Под давлением многотысячной конницы задние шеренги римских воинов отступали на следующие ряды. Тесно построенная и зажатая с флангов и центра, римская армия утратила боевой порядок и возможность сражаться. Началось истребление римской армии, продолжавшееся до 12 часов.

Коннолли считает, что громадные потери римской армии свидетельствуют о том, что легионы не стояли до конца, как пишет Полибий, а бежали.

Кровопролитное сражение завершилось полным разгромом огромной римской армии. По Титу Ливию[2] и Плутарху[3] римляне потеряли 48 тыс. человек только убитыми. От всей восьмидесятитысячной армии осталось, не считая пленных (14 тыс.[3]), не более 16 тыс. человек, спасшихся бегством. Эмилий Павел был убит, сражаясь в строю. Погибли проконсулы Гемин и Регул, бывший начальник конницы Минуций Руф, у которого был, вероятно, ранг трибуна. На поле остались квесторы обоих консулов и 80 сенаторов.

В первой испанской хронике "Estoria de Espanna" (1282 или 1284), подготовленной королём Альфонсо X на основе латинских источников, сообщается о значительно меньших потерях римлян: убиты консул Эмилий и 20 самых доблестных, 30 убитых и пленённых сенаторов, знатных всадников - 300, остальных всадников - 3000, хорошо вооруженной пехоты - 11000. Консул Варрон ушёл в Венецию с 500 всадниками [4].

Карфагеняне потеряли убитыми 6 тыс. человек. Таковы результаты сражения при Каннах, продолжавшегося 12 часов. По мнению большого количества историков, Ганнибал не сумел воспользоваться плодами победы и заключить мир с Римом на выгодных условиях. Однако, его войска не были достаточны для оказания необходимого давления на Рим, например, для осады самого города, так что, скорее, он не имел возможности заключить такой мир, какой был бы выгоден Карфагену.